Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Ульяновск - Самара, сложность: 2 к.с., руководитель: Андреев С.А., маршрутная книжка: 7-24Вл
*Выводы и рекомендации штурмана*
С ориентированием на местности проблем не было, так как большая часть маршрута проходила по автомобильным дорогам, а остальная хорошо отражена в свободных картах OSM. К тому же, большая часть маршрута была знакома участникам похода: они были пройдены до этого не один раз. Единственное место, не отраженное на OSMкартах – это участок 8305 2 к.с. через Биринский лес. Данный маршрут (лесная часть) был взят в качестве записанного трека с сайта velotrex.ru.Однако, частично эта дорога показана (начало маршрута) на километровой топографической карте N-39 1990 года издания. Так же трудности с ориентированием возникли на участке Муринского бора в районе съезда с асфальтированной дороги в юго-восточной части петли маршрута для проезда через лес по короткому отрезку. В данном случае местность, показанная на картах OSM перестала соответствовать действительности: основные дороги заросли. Ориентирование происходило по факту по имеющимся дорогам в направлении выезда из лесного участка. В данном случае не помешали бы снимки из космоса, как наиболее актуально отражающие состояние местности.
Для ориентирования использовался смартфон с загруженными офлайн картами OSM Ульяновской и Самарской областей (приложение maps.me), а также при помощи приложения Komoot с онлайн OSMкартами и загруженной ниткой маршрута. Данных приложенийоказалось достаточно на хорошо знакомой местности. Телефон питался при помощи пауэрбэнка Baseus, емкостью 20000 мАч. Заряда пауэрбэнка хватило на весь маршрут. Однако, не будет лишним взять еще один пауэрбэнк такой же емкости, на случай выхода из строя.
На маршруте использовался навигатор Garmin eTrex10 Е. Для питания навигаторов использовались щелочные батарейки «Трофи». В режиме записи трека eTrex10 расходовал один комплект батареек (2 шт.) за три дня. Итого, не распакованными оказались 4 батарейки из запаса.
Навигатор Garmin eTrex10 Е – это достаточно старая модель. Загрузки карт он не поддерживает. Ориентирование на местности возможно только с загруженными изначально точками и функцией возврата по записанному треку, поэтому навигатор использовался исключительно для пассивной записи трека. Однако и с этой функцией он справился недостаточно хорошо: из-за слабой антенны прием сигнала был не стабилен и на треке имеются «пробелы». В походы, где нужна активная навигация и ориентирование на местности его брать не рекомендуется.
Так же треки записывались при помощи смартфона (приложениеKomoot) и велокомпьютера IGPSPORTBSC100S.
*Выводы и рекомендации медика.*
Аптечка в целом удовлетворяла требованиям похода. Все участники пользовались очками, что предотвратило попадания пыли и насекомых в глаза.
-Для профилактики нагноения ссадины следует прикрывать повязкой до образования корочки для предотвращения попадания пыли.
-Не смотря на дождливую погоду, майское солнце агрессивно, и в безоблачную погоду, чтобы избежать солнечных ожогов использовали солнцезащитный крем SPF 50;
-Обязательно, особенно при низкой утренней температуре, перед выездом осуществлять общую физическую разминку;
-Укусов клещей не наблюдалось, хотя самих клещей находили на одежде, снаряжении. На стоянках и перед отходом ко сну производился осмотр, а также заблаговременно перед походом некоторыми участниками были сделаны прививки от клещевого энцефалита;
-Также некоторые участники надевали компрессионные наколенники и применяли тейпы в целях профилактики.
Общая аптечка была разделена на 2 отдела для облегчения поиска необходимых препаратов.
Малая аптечка - пластыри, перекись, хлоргексидин, нашатырь, спиртовая салфетка, клещедер, ножницы, пинцет, резиновые перчатки, ватные палочки, ватные диски, булавки английские, жгут, маская с обратным клапаном для искусственной вентиляции легких, бинт, стерильные повязки, градусник, обезболивающие таблетки и крем, пантенол-крем, антигистаминные препараты. Всё это находилось в герметичном пластиковом контейнере в клапане велорюкзака.
Большая аптечка - бинты, антисептики, стерильные повязки, перчатки, рулонный пластыри, антигистаминные препараты и обезболивающие и т.д. Упаковка: пластиковый контейнер, герма.
*Меры профилактики заболеваний и травм*
Для предупреждения травм и повреждений опорно-двигательного аппарата руководителем группы было рекомендовано:
- иметь исправный велосипед, проверять техническое состояние велосипеда перед началом ходового дня,
- Использовать велосипедный шлем и защитные очки,
- Соблюдать правила дорожного движения, придерживаться мер безопасности при крутых или затяжных спусках (выдерживать дистанцию, не обгонять других участников, грамотно пользоваться тормозами),
- Следить за каденсом и передаточным соотношением, делать разминку для коленей перед началом ходового дня, употреблять достаточное количество жидкости, при появлении болей в колене снижать нагрузку на сустав.
Участникам походной группы было рекомендовано сделать прививки от клещевого энцефалита. Участники похода должны были иметь с собой полис ОМС. Кроме этого, на всех участников похода была оформлена страховка, включающая случаи оказания медицинской помощи при активном отдыхе.
*Выводы и рекомендации механика.*
Перед выходом на маршрут проведено предпоходное техническое обслуживание велосипедов всех участников, даны каждому рекомендации по личным (уникальным) запасным частям. Тщательное предварительное обслуживание и замена изношенных компонентов перед походом снижает вероятность серьезных поломок.
Нужно продумать возможные мелкие поломки и предусмотреть возможность их полевого ремонта.
При движении по грунтовым каменистым дорогам, большая нагрузка приходится на багажники и их крепеж, поэтому нужно регулярно уделять внимание проверке затяжки этих винтов.
Ремнабор отвечал потребностям похода.
Чтобы не утяжелять ремнабор лишним инструментом и запасными деталями, было решено заранее обслужить критичные узлы, такие как каретка и гидравлические тормоза. Также, оценив состояние покрышек и общей нагрузки на велосипед персонально для каждого участника, отказались от запасных покрышек некоторых размеров. В ремкомплекте был предусмотрен набор за зашивания.
Тщательно собранный комплект инструмента и запчастей добавляет уверенности механику и руководителю в успешном ремонте поломки велосипеда в кратчайшие сроки.
*Выводы и рекомендации завхоза*
На первые два дня (плюс один день НЗ) были закуплены в Димитровграде, перед стартом. На маршруте приобретались по месту, согласно Плану закупок. План закупок был тщательно распланирован, с основными и запасными местами закупа.
При закупках по маршруту проблем не было, магазины есть во всех городах и поселках. Разнообразие продуктов достаточно большое, все продукты раскладки были в наличии. В маленьких поселковых магазинах не было особого разнообразия, но найти необходимое всегда можно. Благо раскладка не содержала изысков и экзотики. Практически везде принимали карты, но на всякий случай лучше иметь запас наличных.
Благодаря невысокой автономности была возможность регулярно дополнять раскладку свежими овощами и фруктами. А также при каждом удобном случае баловали себя мороженым, благо всегда двигались с опережением графика.
Состав и объем раскладки удачный, не голодали, лишняя еда не оставалась.
Воду для готовки брали из колонок в селах перед ночевкой. Дневной расход из-за нехарактерно холодной погоды был не большим.
В нескольких магазинах (в Сенгилее, в Малых Бектяшках, в Подгорах) продавщицы позволили покушать на прилавке. У них же были приобретены продукты. Угостили кипятком и даже кофе. Приветливые и радушные дамы!
Готовили и кипятили воду на горелках, костры не жгли.
*Выводы и рекомендации снаряженца.*
Всё взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям и активно использовалось.
Среди наиболее выигрышных решений стоит отметить обычный термос объемом 1 л. Его включили в снаряжение после анализа прогноза погоды перед выездом. Он позволял экономить время днем т.к. обед не предусматривал готовки, и хорошо выручил группу в дождливые холодные дни на не небольших остановках.
При планировании снаряжения, также было учтено потребление батареек навигатором (2шт на 1.5 ходовых дня) и взят запас на весь маршрут.
Во время похода в Ульяновской области действовал «противопажрный режим», и часть маршрута проходила через заповедники и национальные парки, поэтому для готовки еды были взяты две горелки разного типа и топливо для них в виде бензина «калоша» и газа в цанговых баллонах. Часть ночевок из-за плохой погоды пришлось перенести туристические приюты, где тоже не разводили костры.
Фотограф по согласованию со мной взял на маршрут полупрофессиональный фотоаппарат и сменный объектив (общая масса ок. 3 кг). Единогласно было принято решение внести этот вес в общественное снаряжение.
Каждый участник имел при себе емкости в объеме 3л для осуществления запаса воды на ужин и завтрак.
Общественное снаряжение распределялось по норме 2.5 кг для женщин и 5.1 кг для мужчин, а продукты распределялись поровну между всеми участниками.
*Выводы и рекомендации финансиста.*
Оплата расходов осуществлялась банковской картой (принималась во всех магазинах). Наличные потребовались для оплаты парома, о чем мы были проинформированы до выхода на маршрут на этане разработки трека, и были в наличии на случай форс-мажорных обстоятельств.
Общие затраты - порядка 40 тыс. руб. на группу. Основные общественные расходы - закупка продуктов, оплата гостиницы на финише, проезд на пароме.
Дополнительно каждый участник тратил личные средства на пополнение запасов ходовых перекусов, питание в кафе.
*Выводы и рекомендации руководителя.*
Не смотря на ожидаемые преимущества выбора этого маршрута, и желанием пройти со средним количеством баллов, подготовка к нему осуществлялась с полной серьезностью, как будто едем в чужой регион, в поход более высокой автономности. Трезвая оценка прогноза погоды, нехарактерного для этого времени года и нашего региона, позволила подобрать общественное и личное снаряжение, которое позволяло ехать в дождь, против ветра, ночевать почти что в заморозки. Гениальным решением было взять термос, в котором в любой момент времени был горячий чай. Собранный на все случаи велосипедный ремкомплект оправдал все ожидания: поломки, случавшиеся каждый день, ремонтировались механиком без особых временных затрат. Составленная раскладка по закупке и питанию позволяла скоро осуществлять приобретение продуктов в магазинах, работа которых не вызывала сомнения и не ставила риски остаться голодными. Тщательно проработанный маршрут позволил применить почти все запасные варианты, с учетом погоды, грунтов и скорости движения группы. При этом были пройдены все плановые ПП. Собранная аптечка увы тоже пригождалась и не раз. Ее состав удовлетворял всем ситуациям. Несчастное происшествие со сходом друх участников не имело никаких предпосылок. Столкновение произошло практически на ровном участке асфальтированной дороги в светлое время суток, при нормальной погоде, в тот момент без осадков и сильного ветра. Всему можно придумать вину, если есть такая цель. И спортивный туризм по праву можно считать экстремальным видом спорта, в котором предполагает риск получения травм. Для нас это было самое сложное испытание. Однако группа справилась с ним на 100%. Была оказана первая помощь, тут же перераспределены и согласованы действия. После медицинской диагностики в больнице провели общее собрание, на котором порефлексировали, каждый высказался как он смотрит на эту ситуацию и что делать дальше. Пострадавшие приняли решение сойти с маршрута, при этом высказав пожелания остальным в продолжении похода, к которому готовились не один месяц. Во всей этой ситуации участникам удалось сохранить теплые командные отношения, и это самое важное.